Школа живописи и рисунка Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина
КОНТАКТЫ И РЕГИСТРАЦИЯ
КУРСЫ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА

Академический рисунок цилиндра

Художник безусловно должен быть талантливым. Но есть еще такое понятие, как техника живописи. Без ее знания вряд ли получится полностью раскрыть и реализовать имеющиеся таланты. Все великие мастера известных полотен начинали с первого шага, в основе которого лежит умение создать академический рисунок.

База любого изображения - построение геометрических тел

Главными фигурами являются шар, куб и цилиндр. Сейчас речь пойдет о последнем. Предлагаемый вариант его построения относится к обязательным первоначальным знаниям. Цилиндр, академический рисунок цилиндра, в простом исполнении очень важен, так как без этого навыка не представляется возможным создание более сложных вариаций - горизонтальных, наклонных, располагаемых в пространстве.

Можно еще использовать метод вписывания окружности в квадрат, при этом нужно следить за точками соприкосновения линий - они должны располагаться посередине каждой из сторон четырехугольника.

Чтобы изображение получилось максимально точным, в работе необходимо использовать твердые и полутвердые карандаши (выбрать легко по маркировке). Поскольку не обойтись без ластика, следует избегать слишком жесткого. Также следует обратить внимание на плотность бумаги (лучшей считается предназначенная для черчения соответствующей плотности).

Для удобства и последовательности действий весь процесс делится на пять этапов:

Правильно выполненный академический рисунок цилиндра карандашом закрепит у начинающего художника навык создания линейно-конструктивного рисунка, правильную технику штриховки и усвоение законов светотеней.

Правильное начало - половина успеха

Несмотря на то, что предстоит рисовать прямые линии линейка в работе не используется. Необходимо отточить глазомер, поэтому лучше использовать в качестве вспомогательного измерительного предмета карандаш. Но не прикладывать его к бумаге, а держать в вытянутой руке и визуально поместить в него высоту и ширину цилиндра.

Рекомендуемый способ для начала первого этапа построения эскиза - рисовать с натуры, расположив мольберт напротив изображаемого предмета. Преимущество такого положения - не искажается перспектива, соответственно, точно передается форма и размеры.

Сначала прорисовывается центральная ось. Для обозначения оснований - верхнего и нижнего нужно нарисовать две перпендикулярные линии. Ширина цилиндра определяется линиями, параллельными оси и расположенными на равном расстоянии от нее.

Верхний и нижний эллипсы вырисовываются двумя дугообразными линиями, переходящими одна в другую. Если дуги получатся несколько волнистыми, не беда, эта погрешность уйдет при многократных тренировках.

Правильное построение академического рисунка цилиндра предполагает наличие трех типов линий. Акцент делается на видимых частях фигуры, верхние и нижние дуги прорисовываются толстыми линиями, передний план отделяется от заднего.

Типы линий по толщине:

Основания цилиндра имеют окружности, которые необходимо прорисовать насквозь. Имеющиеся внутренние линии удаляются на этапе штрихования. В результате станут заметны размерные различия между верхним и нижним основаниями.

Особенности штриховки

Лучше всего использовать диагональное накладывание штрихов.

Что касается светотени, то здесь необходимо усвоить четыре основных закона:

  1. Полутень - основной тон.
  2. Блик - наиболее светлый участок рисунка, высветляемый ластиком (на блик не накладывается тон).
  3. Рефлекс - похож на полутень, наносится по кромке предмета.
  4. Светотень - распределение света и тени на изображении.

Начинается штрихование с самых темных мест. Именно от света зависит построение формы геометрического тела. Техника штриховки должна быть правильной, определенная сложность заключается в достижении плавности между переходами, границы между участками не должны быть заметны.

После завершения работу необходимо проверить на наличие ошибок. Лучше всего это делать с максимального расстояния, при дальнем обзоре высока вероятность обнаружения ошибок как пропорциональных, так и теневых. После исправления неточностей и погрешностей, следует еще раз проверить правильность построения рисунка.

Изображение лежачего цилиндра

Как упоминалось выше, простейшее поэтапное построение академического рисунка цилиндра поможет освоить более сложные фигуры. К примеру, лежачий цилиндр. Теперь уже не так сложно будет нарисовать центральную ось, находящуюся под наклоном.

Чтобы передать перспективное сокращение эллипсов, каждый из них делится пополам. Затем половинка немного смещается, в результате чего и получается правая больше левой. Прорисовывая эллипсы, обращаем внимание на то, чтобы они были достаточно широкими и закругленными, ширина не должна существенно отличаться от высоты. При слишком суженных эллипсах цилиндр окажется в сильном повороте.

После соединения краев при помощи ластика убираются все лишние линии. Далее следует выравнивание рисунка, оттачивание формы цилиндра до правильной геометрии. Штриховка также выполняется диагонально, затем наклон штриха нужно изменить. Последняя техника позволит затемнить верх, благодаря чему появится легкая растяжка сверху вниз.

На передней части эллипс должен иметь более плотные штрихи, что даст темноту, нижний участок надо немного высветлить. Бока эллипса обрабатываются полукруглыми штрихами с учетом границ собственной тени. Для нее также используются полукруглые штрихи с измененным наклоном. Завершая работу по направлению цилиндра можно набросать несколько диагональных штрихов, которые покажут затемнение и границу собственной тени.

Освоение урока академический рисунок цилиндра карандашом открывает путь к созданию более сложных интересных предметов, в основе которых лежит данная геометрическая фигура.