Школа живописи и рисунка Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина
КОНТАКТЫ И РЕГИСТРАЦИЯ
КУРСЫ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА

Поэтапное выполнение рисунка геометрической фигуры

Стать профессиональным художником возможно только при условии детального изучения основ, заключающихся в умении рисовать с натуры правильные геометрические фигуры. Это формы, созданные природой и человеком, именно они являются базой для реалистичного изображения. Уроки должны осваиваться последовательно, по возрастанию сложности.

Особенности построения геометрических фигур

Начинается все с простейших геометрических тел, понимания принципиальных особенностей рисунка, технической и графической грамотности построения. Любой академический рисунок геометрической фигуры выполняется поэтапно.

Каждое действие художника должно быть выстроено в правильной последовательности:

  1. Анализ натуры, важно увидеть ее в виде каркаса из линий и точек.
  2. Набросок линий и вершин.
  3. Прорисовывание видимых ребер.
  4. Штриховка.

После окончания каждого этапа необходимо провести работу над ошибками подобно тому, как это делается на школьных уроках. Неточности и погрешности художник должен найти самостоятельно, так как четкое понимание неправильных действий поможет избежать их в дальнейшем.

Первые линии на бумаге должны в полной мене соответствовать понятию «наброски». Это значит, что их нужно делать легко, образно говоря, скупо. И только после внимательного сравнения с натурой можно прорисовывать более сильные контуры. Касается это правило как случая работы с натурой, так и по личному представлению определенной фигуры.

Наброски помогают четче увидеть внешнюю форму, представить ее движение в пространстве, а также соотнести пропорции объекта. Трудности возникают при изображении сложных форм. Здесь помогает такая техника, как мысленное представление ряда сечений плоскостью и корректное изображение этих сечений на бумаге.

Штрихование как способ передачи тени

Нарушение правил передачи света и тени исковеркает рисунок, сделает его безликим и далеким от реальности. Академический рисунок геометрических тел заполняется штрихами согласно правилам.

Эти правила начинающий художник должен знать наизусть:

Тень формируется в результате наличия света. Планируя выполнять академический рисунок определенной фигуры, надо заранее определиться с местонахождением источника света, понимать, с какой стороны предмет будет освещаться естественными или искусственными лучами. Довольно часто со светотенью у начинающих художников наблюдаются трудности. При наличии такой проблемы двигаться дальше можно только устранив ее способом многократных тренировок.

На стадии накладывания штрихов источник света должен быть один, недопустимо в помещении наличие другого более яркого освещения. Теперь нужно определиться с участками рисунка.

Участки предстоит сделать световыми, теневыми или бликовыми. Их всего шесть:

  1. Блик - самое яркое пятно, образующееся в месте падения солнечного луча или света лампы.
  2. Свет - участки, освещаемые под прямым углом.
  3. Полутень - промежуточные области, находящиеся между светом и тенью.
  4. Тень - неосвещенные места.
  5. Рефлекс - свет, отражаемый другими предметами, находящимися вблизи и попавший на объект со стороны тени.
  6. Падающая тень - тень от фигуры, которая падает на стол или другую поверхность.

Архиважный момент - правильно определить границу между тенью и светом. Как правило, переход от света к тени размыт. Но если свет очень яркий, то и граница будет четкой. На каждой фигуре она расположена по-своему. На шаре - одна, на кубе - другая, на конусе выглядит иначе.

Врезка - композиция из простых геометрических фигур

Это еще один важный момент для начинающего художника и не только. Вопрос, как строится врезка академического рисунка фигур является обязательным при сдаче вступительных экзаменов как в творческий вуз или художественную академию, так и при поступлении на факультет архитектуры и строительства.

Выполнить задание по построению академического рисунка можно только после полного курса обучения правилам, приемам и технике рисования простых геометрических фигур карандашом. Работа сложная, так как предстоит не только правильно изобразить все предметы, но и сохранить перспективные сокращения, в точности передать отношение света и тени между предметами. Для начала связка фигур должна появиться в воображении художника, что поможет создать правильную композицию.

Сложные предметы состоят из простых фигур. Как они взаимодействуют друг с другом, что представляет собой встраивание одной фигуры в другую как раз помогает понять и усвоить врезка. Можно сказать, что качество изучения базового уровня построения академического рисунка определяет именно врезка - композиция из простых геометрических фигур, объединенная в одно единое тело.

Правильное изображение конуса карандашом

Еще одна фигура, часто встречаемая в жизни. Она лежит в основе многих предметов быта, поэтому понимание ее грамотного построения необходимо начинающему художнику. Конус принадлежит к числу основных тел вращения. При повороте прямоугольного треугольника вокруг катета создается конус. Осью симметрии является катет, задающий высоту данной фигуры.

Главные элементы конуса:

Техника построения конуса проста, главная трудность - создать материальность фигуры. Материалы для работы традиционны, как и при рисовании других геометрических тел - плотная бумага, твердый, средний и мягкий карандаши, ластик, канцелярский нож для затачивания грифеля.

Техника построения состоит из четырех этапов:

За объем конуса отвечают свет и тень

Есть определенные условия распределения света и тени, при которых выполняется штриховка конуса карандашом.

Рисунок будет иметь правильный материальный объем при наличии теневых участков:

Накладывание штрихов выполняется по форме, от вершины до основания, двигаться нужно по вертикали. Четкие переходы между светом и тенью отсутствуют. Усиленно прорисовывается верхняя часть линии, отдаленный край должен быть светлее. Для лучшей передачи формы целесообразно использовать горизонтальное штрихование. Эффект контраста света и тени достигается более светлой верхней частью. Теневая часть подсвечивается от горизонтальной поверхности, на которой располагается конус.

Для того, кто учится читать базой является алфавит, изучение букв и звуков. Для художника рисование геометрических фигур карандашом это тот же алфавит, при помощи которого в дальнейшем будут создаваться сложные фигуры, объемно-пространственные композиции, "вкусные" натюрморты, великолепные пейзажи, портреты.