Школа живописи и рисунка Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина
КОНТАКТЫ И РЕГИСТРАЦИЯ
КУРСЫ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА

Рисование портрета - понятия и базовые принципы

Рисование портрета - это довольно сложный процесс, состоящий из череды последовательных этапов. Создание образа включает правильное применение пропорций, воздушных перспектив, геометрических элементов, построение черепа, каркаса и штриховки.

Чтобы получился академический рисунок портрета карандашом по всем правилам, необходимо иметь понятие и знать базовые принципы всех этапов.

Подготовительный этап

До нанесения первого штриха, необходимо подготовить объект - правильно подобрать ракурс и грамотно выставить свет. А на начальном этапе создания портрета потребуются знания основ анатомии и геометрии. Для упрощения понимания рекомендуется изучить общую форму, обобщить рисунок и выстроить голову схематически. Такой процесс называется обрубовка и он поможет понять нюансы строения черепа.

Череп - основа формы

Контуры и черты лица образуются за счет изгибов и выступов черепа. Сам череп состоит мозгового и лицевого отделов. У каждого черепа выделяют две боковые стороны, одну фронтальную, затылочную и крышу черепа - свод. По форме его можно сравнить с кубом.

Для работы с портретом следует знать и некоторые анатомические названия костей.

Эти кости играют наибольшую роль при рисовании лица:

Какой будет форма, влияет также и мышечный каркас, подкожно-жировой слой, хрящевая система и др.

Обрубовка позволяет изобразить голову при помощи граней, которые хорошо отображают основные изгибы черепа и мышцы лица.

Академический рисунок портрета поэтапно

После ознакомления с основными моментами, можно перейти к детализации каждого этапа рисования. Рекомендуется руководствоваться принципом - от общего к частному: сначала выстроить фигуры, затем детализировать изображение.

Расположение на листе

Портрет должен занимать наибольшую часть листа, он должен быть смещен от центра и основания холста. Следует оставить больше пространства в области взгляда, чтобы рисунок не получился тяжелым и негарамоничным.

На старте легкими линиями наносится общий контур, чтобы оценить расположение на листе. Поскольку голова схожа с яйцевидной формой, то делается набросок соответствующей формы, где более широкая часть будет расположена ближе к затылку, а узкая - в области нижней челюсти.

Пропорции

Академический рисунок лица должен быть анатомически правильным.

Для этого понадобятся знания основ пропорций:

Разумеется, все пропорции у каждого человека индивидуальны и могут отличаться от написанных. Однако на старте рисования нужно просто понять общие тенденции построения и основные пропорции, детализация же понадобится после освоения первичных навыков.

Части лица Давида - академический рисунок

После наброска формы на бумагу, необходимо с учетом пропорций наметить контуры частей лица, причем парные части следует рисовать одновременно. Затем можно приступать к их детализации.

Особенности рисования глаз и бровей

Глаз - это соединенные в миндальную форму 2 дуги. Определенных законов при рисовании глаз нет, так как их форма может быть совершенно разной.

Но существует несколько общих принципов:

  1. Внешний угол разреза глаз может быть выше внутреннего, но никогда не наоборот.
  2. При миндальной форме округленная часть глаза располагается ближе всего к внутреннему углу, вытянутая же - к внешнему.

Детали глаза:

Брови

Разумнее всего нарисовать их по дуге верхнего века. Чаще всего широкая часть располагается ближе ко внутренней части, а «хвостик» - ко внешней, постепенно утончаясь. При взгляде на брови в профиль, форма бровей изменяется, становясь похожей на запятую.

Особенности рисования носа

Нос человека представлен клиновидной формой, спинка и крылья - плоские, очерчиваются только в конце. Нижняя плоская часть клина соединяется с кончиком и крыльями. Сами крылья плавно сворачиваются внутрь, образуя ноздри.

Рекомендуется проработать пропорции, а не делать упор на детализацию. При рисовании в анфас будет лучше смотреться, если прорисовать только нижнюю часть. А если изображать лицо в проекции 3/4, то оптимально детализировать только линию спинки носа.

Особенности рисования губ

Особенности рисования ушей

Наибольшую важность при рисовании имеет С-подобная форма наружной линии, но не стоит забывать и про внутреннюю часть уха, которую можно изобразить как перевернутую U. Также аналогичная кривая находится над мочкой уха, соединяясь с маленькой С дугой.

При взгляде в анфас, уши в профиль будут:

На каждом этапе рисования не стоит забывать сравнивать частное с целым, чтобы заметить неточности и исправить их. Так как если этого не сделать, вся дальнейшая работа будет выполнена неправильно и придется все начинать сначала.

Создание объема при помощи светотени

Поскольку объемное изображение рисуется в двухмерной плоскости, то нужный объем сохраняется при помощи светотени, именно она придаёт рисунку рельефность. На дебютном этапе накладывается легкая штриховка, чтобы увидеть объем, а детализация светотени происходит на завершающем этапе.

Существуют общие основные правила штриховки:

  1. Передний план должен быть всегда более контрастный, чем задний.
  2. Рекомендуется применять именно штриховку, используя разную силу нажима при необходимости, а не растушевку, так портрет получится более профессиональным.
  3. Первым наносится легкий штрих, его дальнейшее усиление выполняется не нажимом, а методом многократного нанесения штриха на одну и ту же область.
  4. От того, как выставлено освещение, тень будет падать на различные участки, поэтому важно донести правильное распределение светотени. Важно не забывать про блики - следует оставить не заштрихованные участки и более светлые участки.

В портрете также важно наложить светотень как на каждом отдельной части лица, так и на всей голове.

Мы рассмотрели только самые важные общие особенности рисования портрета, в реальности это очень трудоемкий и сложный процесс, причем академический рисунок женского портрета будет отличаться от аналогичного мужского.

При ежедневной и многочасовой практике можно постичь азы рисования самостоятельно. Но, как правило, большинство начинающих художников часто ошибаются на определенных этапах рисования, не понимая этого, что в дальнейшем приводит к фатальным ошибкам.

Поэтому, если есть желание научиться рисовать и развиваться в профессиональном плане, то разумнее всего записаться и пройти курсы по академическому рисованию портрета, где опытные преподаватели научат детально разбирать и прорабатывать рисуемый объект, обучат правильной технике и нюансам построения, игре со светотенью, что позволит в дальнейшем создавать качественную серьезную работу, а не простое копирование.