ПРИГЛАШАЕМ НА ПРОБНОЕ БЕСПЛАТНОЕ ЗАНЯТИЕ
В ЧЕТВЕРГ В 19:00 ИЛИ В СУББОТУ В 12:00
ЗАПИСАТЬСЯ
Построение академического рисунка кисти, руки человека
Самой выразительной частью тела является лицо, но не менее выразительны и наши руки. Существует огромное количество жестов, при помощи которых мы передаем наше настроение: непонимание и удивление, грусть и радость, счастье и злость. Именно поэтому правильно рисовать руки и прорисовывать пальцы довольно сложно. Но это вполне можно осуществить, если разобраться в основах пластической анатомии и иметь понятие о пропорциях.
Анатомические составляющие рук и кистей
От анатомически правильно нарисованной руки будет зависеть верность и всей кисти.
Рассмотрим основы структуры руки:
- плечевая кость: располагается в верхней части руки;
- предплечье: состоит из двух костей: локтевой и лучевой;
- локтевой сустав: соединяет плечо и предплечье, выполняет функцию шарнира;
- запястье: состоит из 8 костей, которые расположены в 2 ряда, каждая пара находится параллельно друг другу. Данная часть руки выполняет практически все движения, кроме вращения;
- кисть: состоит из 5 пястных и 14 фаланговых костей, основная роль кисти - хватательные функции.
Каждая кость руки крепится к определенной группе мышц, суставы соединяются с помощью связок.
Пропорции и построение кисти руки академического рисунка
Несмотря на то, что кисти у каждого человека имеют свои особенности, выделяют общие принципы расчета пропорций:
- Размер кисти руки взрослого человека в среднем равен размеру лица (не головы). Чем младше возраст, тем кисть будет меньше по отношению к лицу.
- Часть ладошки от окончания локтевой кости (можно определить по выступающему бугорку) до фаланг приблизительно равна общему размеру всех фаланг.
- Размер проксимальных фаланг каждого пальца приблизительно равен размеру промежуточных и дистальный фаланг вместе взятых.
- Длина большого пальца достигает 2/3 проксимальной фалангой кости указательного.
- Длина пальца как указательного, так и безымянного практически одинакова.
- Длина мизинца в среднем доходит до сустава между дистальной и средней фаланговой кости безымянного пальца.
- Длина ногтевого ложа составляет половину длины дистальной фланговой кости.
- Кисть легко вписывается в окружность, поэтому рисуя ее, можно использовать круг как вспомогательный элемент.
- Внутренняя сторона кисти не плоская, она имеет анатомически вогнутую форму.
- Пальцы рук всегда физиологически слегка изогнуты к срединной линии кисти.
- Все изгибы пальцев на внутренней и тыльной сторонах кисти располагаются на разных уровнях.
- Фаланговые суставы образуют складки кожи, которые также на внутренней и наружной поверхностях кисти располагаются на разных уровнях.
- За основу формы кисти можно принять геометрические фигуры.
Кисти рук каждого человека индивидуальны. Мужские руки значительно отличаются от женских, молодые - от возрастных и т. д., но учитывая общие принципы построения, нарисовать «живую кисть» будет значительно проще.
Академический рисунок руки карандашом
Чтобы научится правильно рисовать руки, важно выделить основную форму, понять ее характер. Один из вариантов как это сделать - мысленно представить кисть в виде геометрических фигур. Условно-схематическое изображение, приведенное ниже, будет соответствовать основным анатомическим особенностям.
Гипсовая рука: академический рисунок поэтапно
Для начинающих художников лучше сначала в качестве основного инструмента использовать простой карандаш НВ.
Рассмотрим этапы на примере рисования задней поверхности кисти правой руки:
- набросок формы ладони: нарисуйте прямоугольник, затем сверху проведите дугу и урежьте правую сторону к низу. Важно, чтобы правый угол дуги спускался ниже левого;
- 5 окружностей: нарисуете на верхней стороне 4 окружности на одинаковом расстоянии по отношению друг к другу, пятую расположите слева, ниже от остальных на 4/5. Это будут костяшки пальцев;
- измерение и рисование пальцев: для определения длины пальцев измерьте расстояние от основания ладони до непосредственно самих костяшек, затем продублируйте ее. С учетом того, что средний палец длиннее остальных, его используют как отправную точку для определения длины остальных. Проведите дугу от этой точки аналогично той, что была при определении формы ладони - таким образом определите, где будут кончики других пальцев;
- определение расположения суставов: отметьте 2 засечки на линии среднего пальца примерно на расстоянии 1/4 и 2/4 от всей длины, по ним проведите еще две дуги, именно они и будут отправными точками опоры для рисования суставов остальных пальцев. Схема упрощенная, но очень удобная;
- рисование окружностей для каждого отдельного сустав: на тех местах, где определили местоположение суставов, нарисуйте по 2 окружности. Теперь каждый палец состоит из 3 окружностей, диаметр которых уменьшается снизу вверх;
- рисование большого пальца: проведите слегка изогнутую линию от центра окружности к основанию ладони, нарисуйте 1 окружность в центре, а вторую посередине между вновь нарисованным кругом и кончиком пальца;
- прорисовка контуров кисти: очертите полученную структуру, а если необходимо, чтобы рука визуально выглядела более полной, то увеличьте немного расстояние между линиями и контуром.
Также стоит учитывать, что между пальцами имеются перепонки, поэтому они должны находиться выше костяшек.
После того, как стали понятны простейшие основы о пропорциях кисти, можно потренироваться рисовать жесты.
Академический рисунок кисти руки: практические советы
В рисовании рук огромное значение имеет практика.
Чем больше уделять времени тренировкам, тем лучше будет результат:
- Пользуйтесь любой возможностью и наблюдайте за своими и чужими руками.
- Рисуйте гипсовые руки с фотографий или с натуры, последний вариант более предпочтителен.
- Экспериментируйте рисовать разные движения.
- Каждый день активно работайте со скетчами.
- Со временем вы сможете самостоятельно и интуитивно набрасывать пропорции, визуализировать детали и рисовать сложные жесты.
Трудности будут неизбежны, но все преодолимо, если есть цель. Также всегда можно записаться и пройти курс академического рисунка, изучить подробное построение гипсовой руки, узнать все нюансы пластической анатомии. Это позволит избежать многих ошибок в рисовании и в конечном итоге достичь более быстрого и хорошего результата.