Школа живописи и рисунка Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина
КОНТАКТЫ И РЕГИСТРАЦИЯ
КУРСЫ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА

Основы академического рисунка черепа, головы человека

Одним из наиболее частых заданий на экзамене при поступлении в художественное учебное заведение, является академический рисунок головы. Именно такой рисунок позволяет оценить уровень художника, его способность анализировать форму в пространстве и правильно передать ее, а также увидеть степень владения законами перспективы и светотени.

Чтобы академический рисунок головы человека получился правильным, необходимо знать основы анатомии черепа, уметь верно выстраивать его конструкцию, придавать голове объемность, выделять характерность и органично передавать светотени.

На старте обучения рисованию головы, важным моментом является понимание ее формы. Упростить понятие поможет схематическое изображение - обрубовка.

Обрубовка черепа - академический рисунок

  1. Первое правило при рисовании головы — это умение видеть объем, а не контуры, важно обобщить второстепенные моменты и понять объем каждой формы.
  2. Второе правило, которое важно осознать, это зависимость изгибов и контуров лица от линий, вдавлений и выпуклостей на черепе.
  3. Третье правило - парные части и кости лица должны всегда рисоваться одновременно.

Чтобы понять, как строить голову человека на академическом рисунке, необходимо разобрать анатомические особенности строения черепа.

Давайте разберем эти особенности:

Основные важные элементы, имеющие значение при рисовании головы:

Также на форму головы влияют мышцы, хрящевая система, подкожно-жировой слой и т. д. Чтобы была четкость понимания всех деталей, поможет обрубовка, которая позволяет условно изобразить голову человека, состоящую из определенных граней.

При помощи обрубовки головы академический рисунок получается объемным, хорошо различимы основные изгибы черепа и мышцы лица.

Независимо от индивидуальных особенностей человека, форма головы при рисовании портрета выстраивается на основе граней общей обрубовки.

Формирование объема при помощи игры светотеней на различных поверхностях головы

Для придания рисунку объемности, его необходимо проработать штриховкой, которая создаст подходящий тон. Игра с темными и светлыми тонами позволит придать рисунку форму и объем.

Существует закон светотени, по которому свет распространяется на поверхности в строго определенной последовательности: блик-непосредственно свет-мягкая полутень-тень-выражение рефлекса-падающая тень. При рисовании головы важно выполнить этот закон на каждом отдельно взятом элементе лица в частности и, на всем рисунке головы в целом.

Академический рисунок черепа - понятие пропорций

Знание канонов пропорций поможет избежать главных ошибок на начальном этапе:

Все пропорции у каждого человека варьируются, но на начальном этапе важно понять общие построения и основные пропорции, а к детализации можно перейти после хорошо отработанных первичных навыков.

Построение черепа - академический рисунок поэтапно

После разбора основных анатомических особенностей и пропорций, можно переходить к поэтапному академическому рисунку головы.

Рисунок головы поэтапно:

  1. Рисование простой формы: изображаем голову в форме яйца, поскольку по данному параметру они схожи.
  2. Построение рисунка головы: наносим крестовину - продольную ось, разделяющую голову на левую и правую части.
  3. При помощи легких линий намечаем уровни бровей, глаз, носа и рта по описанным выше канонам пропорций.
  4. Разметка глазных впадин, грушевидного отверстие носа, расположение рта, а также лобные доли и скулы, затем намечаем группы мышц и складки. Бугры на этом этапе Изображаем только плоскостями, они будут смягченной границей перехода висков в лоб.
  5. Уточнение деталей: лучше начать с самых массивных и определяющих форм, затем детализировать линии челюстных и скуловых костей, лобные и теменные бугры, а также Надбровные дуги, место основания черепа и пр. Челюстям следует придать объем за счет скрепления линий и щепетильной прорисовки полоски, где проходит стык зубов.
  6. Облегчение вспомогательных линий при помощи ластика: на данном этапе полностью убирать их еще рано.
  7. Тональная прорисовка: на этом этапе стоит применить закон воздушной перспективы. Согласно нему, наиболее контрастные участки располагаются на переднем плане, а чем дальше элементы находятся от зрителя, тем тон становится мягче.
  8. Штриховка: наносить штрихи по форме рекомендуется с небольшим нахлестом, аналогичными ритмичными слоями. Важно не допускать сливания штрихов в единую массу, они должны ложиться аккуратной сеткой. Еще одним значительным моментом является избегание чересчур резких пересечений и наклонов в стороны.
  9. Выделение света и тени: самыми светлыми должны быть поверхности, находящиеся ближе всего к свету, перпендикулярно к нему. При работе с тенью стоит не забывать и об участках второстепенного, отраженного света от рядом расположенных поверхностей. Данные позиции всегда должны быть темнее.
  10. Проверка соответствия: убедитесь, что форма головы достаточно хорошо читается, что полностью все изображение получилось объемное, а также от головы до вертикального фона имеется воздушное пространство, при необходимости проведите корректировку.

На любом из этапов академического рисунка черепа карандашом, необходимо постоянно проверять пропорции и сразу же их исправлять, иначе вся работа может быть выполнена неверно.

Разобраться и понять, как рисовать академический рисунок черепа можно и самостоятельно, главное, постоянно тренироваться. Вот только даже систематическая работа все равно не поможет избежать ошибок, которые могут быть критичными, например, при сдаче экзамена.

Поэтому, если вам необходимо правильно подготовиться к экзамену в художественную школу или творческий вуз, то самым разумным решением будет записаться на подготовительные или профессиональные художественные курсы. На них педагоги составят план с учетом индивидуальных навыков каждого человека, учтут требования определенного учебного заведения, а также грамотно распределят время, чтобы полностью пройти основы учебного академического рисунка головы человека.