Школа живописи и рисунка Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина
КОНТАКТЫ И РЕГИСТРАЦИЯ
КУРСЫ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА

Рисунок фигуры человека – путь к мастерству

Образ человека один из самых сложных в искусстве. Первыми постигали законы изображения силуэта человека авторы наскальных росписей. С тех пор способы и законы построения рисунка человеческого тела претерпели большие изменения. Знание принципов создания академического рисунка фигуры помогает раскрыть будущим художникам творческие способности.

Прежде чем осваивать этапы выполнения рисунка необходимо ознакомиться с анатомией. Изучение скелета и мышечной структуры даст понятие о формах и размерах частей тела. Первые работы начинающих художников со статичными объектами, скульптурами дают навыки построения фигуры по классическим пропорциям. Рисование с натуры учитывает особенности конкретной модели.

Пластическая анатомия для художников

Для художников знание «как рисовать академический рисунок человека» начинается с пластической анатомии. Важно знать скелет, формы и расположение мышц. Скелет человека в норме состоит из 206 костей и защищает внутренние органы. Основа туловища – грудная клетка и таз соединены подвижным позвоночником. Плечевой пояс – лопатки и ключицы. Плечевая кость имеет подвижное соединение с лопаткой, что позволяет делать вращательные движения руками.

Таз прочно прикреплен к низу позвоночника, поддерживая и защищая кишечник. Бедренные кости подвижно соединены с тазовой. Кости женского скелета легче и меньше мужского, грудная клетка уже, а бедра шире. Женский позвоночник имеет изгиб наружу от поясницы. Художник должен понимать, что кости имеют естественную кривизну, если изобразить их прямыми, то фигура потеряет гибкость.

Область живота – это мягкие ткани. Во время движения форма тела изменяется за счет работы мышц, которые при помощи сухожилий крепятся к скелету. Под кожей и слоем жира мышечная ткань не видна, она составляет рельеф тела. Напряженные мышцы увеличиваются в объеме.

При изменении позы у человека бывают видны некоторые кости:

Пропорции человеческой фигуры

Анатомия и понимание пропорций человеческого тела — это основа создания академического рисунка человека. Удобный способ деления высоты фигуры на 8 одинаковых частей помогает представить зрительно пропорциональную зависимость. Голова вмещается в рост человека 8 раз: от макушки до подбородка, далее до сосков, до пупка, до промежности, до середины бедра, до коленей, до икры и до стопы.

Строение женской и мужской фигуры имеют свои различия:

Для правильного построения академического рисунка человека в полный рост полезно знать некоторые нюансы.

Старайтесь не забывать об этих тонкостях:

  1. Высота ноги от колена до пятки равна расстоянию от локтя до кончиков пальцев руки.
  2. Длина ладони вмещается в длину от запястья до сгиба руки в локте, если рука согнута.
  3. При вытянутой руке от запястья до локтя вместится длина стопы.

Прорисовывание деталей головы, лица требует следующих знаний:

Деление головы на три равные части по горизонтали облегчает задачу с прорисовыванием деталей лица:

В жизни, совершенные лицо и фигура встречается редко, отклонения от идеальных пропорций академического рисунка тела человека вполне естественны.

Академический рисунок человека поэтапно

Первые наброски целесообразно выполнять простым карандашом. Со временем можно будет использовать другие художественные материалы: уголь, пастель или сангину.

Изучение основы академического рисунка человека требует дополнительной тренировки.

Рекомендуется выполнять небольшие упражнения:

  1. Рисование наброска скелета.
  2. Облачение скелета в мышцы.
  3. Прорисовывание мелких деталей в увеличенном виде.
  4. Экспериментирование с мужской и женской фигурой.

Первым объектом для академического рисунка фигуры человека может стать гипсовая модель. Изучив фигуру с разных сторон, выбираем правильное расположение на листе бумаги. Легкими линиями обозначаем высоту объекта, оставляя пространство вверху и снизу от края листа, проводим вертикальную ось симметрии.

Разбиваем вертикальную линию на 8 условных единиц, равных одной голове каждая. Такое деление подходит для взрослой мужской фигуры. Женскую обычно делят на 7 частей, а детскую на 4. Можно схематично изобразить каркас скелета человека, затем обрисовать его плотью.

После разметки фигуры начинаем построение отдельных частей. Первыми прорисовываем линии плеч и таза. Линии шеи должны напоминать трапецию и сужаться к яремной впадине. Отмечаем кругами коленные, локтевые и голеностопные суставы, соблюдая, описанные выше пропорции, чтобы не нарушить всю композицию. Все суставы соединяем линиями.

На следующем этапе намечаем контуры всего тела, приступаем к основным деталям. Мышечный каркас помогут изобразить геометрические фигуры. Для женского тела используем овалы, для мужского трапеции.

Чтобы пропорции тела оставались правильными возьмем за единицу измерения длину ладони.

Проверяем, равны ли этой длине расстояния:

Руки рисуем от ключиц, длина ключицы и размер предплечья тоже измеряются одной ладонью. Лишние штрихи и вспомогательные линии удаляем. Если на фигуре есть одежда, то прорисовываем складки ткани, сгибы. Завершается образ передачей светотени.

На этапе проработки мелких деталей возможно прорисовывание элементов лица и головы в следующей последовательности:

  1. Легкими линиями разделяем горизонтально голову на две равные части, намечая линию глаз, проводим вертикальную ось симметрии.
  2. Делим овал лица на три с половиной части, верхняя линия – рост волос, средняя – брови, нижняя – основание носа.
  3. Нижняя часть лица делится пополам и находится край нижней губы.
  4. Уши рисуем от оси глаз до уровня основания носа.
  5. Намечаем глаза, оставляя расстояние равное третьему между ними. Внутренние уголки глаз располагаем на уровне крыльев носа. Уголки рта на одном уровне с центром зрачка.

Академический рисунок человека сидя

Если необходимо создать академический рисунок человека сидя, то потребуется сначала наметить основание, на котором человек сидит. Определить точки соприкосновения седалища и стула. Наметить линиями направление костей и обрисовывать их, создавая объем.

Важно обратить внимание на наклон и поворот головы, на плечи, руки, запястья сидящего человека, представляя при этом подвижное строение скелета под одеждой. Для достоверности рисунка представить отпечатки стопы, это поможет правильно изобразить ступню. Частая ошибка в изображении сидящего человека непропорциональные руки и ноги. Необходимо сравнить длину бедра и торса. Голень должна равняться бедру.

Рисуя людей в разных позах, академический рисунок фигуры человека в полный рост, сидя, нужно помнить о центре тяжести, расположенном внизу живота. Центральная ось — ориентир, по которому проверяют сбалансированность фигуры. Если человек стоит на двух ногах ось проходит точно по середине, если на одной, то через центр стопы.

Получив базовые знания и изучив работы известных мастеров, можно приступить к более сложным композициям, написанию группы людей.