Школа живописи и рисунка Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина
КОНТАКТЫ И РЕГИСТРАЦИЯ
КУРСЫ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА

Основы построения изображения куба

Навыки построения куба являются базой академического рисунка для начинающих. Эта фигура послужит хорошей основой для отработки правильного наложения светотени, объёма и изучения линейной перспективы. Умение изобразить геометрическую фигуру академический рисунок куба карандашом поможет будущим художникам или архитекторам освоить более сложные изображения.

Куб - самое простое объемное геометрическое тело. Прежде чем приступить к построению куба, необходимо ясно представить структуру фигуры. Кубу характерны такие элементы как: восемь точек по углам, двенадцать равных рёбер.

Создание академического рисунка куба поэтапно

Прежде чем приступить к изображению, необходима модель куба, она может быть из гипса или картона. В некоторых случаях модель конструируется из проволоки, но при использовании такой модели мы видим, что внутри, но не видим светотень. Для верного изображения студенту необходимо выбрать точку зрения, при которой геометрическая фигура будем иметь наиболее достоверный вид.

Рассмотрим, как построить куб академический рисунок в этапах:

  1. Во-первых, необходимо правильно расположить фигуру. На ровную поверхность, и таким образом, чтобы хорошо просматривались три его стороны, две боковые и верхняя. Определение на листе бумаги линии горизонта поможет правильно сориентироваться с месторасположением фигуры. Непосредственно куб изображается чуть выше центра листа. Но не слишком высоко, чтобы поместить все нюансы.
  2. Вторым этапом определяем высоту. Начинаем с ближней грани, она является вертикальной линией, и определяет высоту фигуры. Высота служит ориентиром для дальнейших действий, поэтому необходимо изобразить её так, чтобы хватило места и на верхнюю видимую часть куба.
  3. Приступим к рисованию основания. Из вертикальной линии выходят две нижние грани, важно верно определить размер углов. Для этого поднесём карандаш к углу, который расположен ближе остальных. Внимательно посмотрим, какая из сторон более приближена, соответственно угол будет меньше.
  4. Следующим этапом достраиваем верхнее основание. Так как куб — это объёмный объект, важно передать эти свойства изображению. Для этого используется законы линейной и воздушной перспективы.

Вспомним несколько основных понятий перспективы.

Они помогут в изображении базовых объёмных объектов:

  1. Линия горизонта. Та самая линия, которую мы провели в начале. Предметы могут изображаться выше или ниже неё, полностью или частично.
  2. Точка схода. Такое название носит точка, в которую сойдутся параллельные линии. Расположенные перпендикулярно точке горизонта линии имеют точку схода, которая будет главной и расположенной прямо перед вами.
  3. Воздушная перспектива. Удалённость предмета влияет на его чёткость в очертании. Чем дальше предмет, тем он визуально меньше в размере.
  4. Световая перспектива. Самый приближенный предмет имеет самые яркие и контрастные краски и светотени.

Так как по закону перспективы все линии должны сойтись в одной точке, необходимо построить верхние грани куба так, чтобы они сошлись с нижними в одной точке, в перспективе.

Следующий этап — это достраивание куба

Имея проведённые линии от вертикальной грани, можно достроить фигуру. Не стоит забывать, что все вертикальные линии параллельны. Для построения невидимого ребра необходимо убедиться в том, что точки схождения задних граней расположены друг над другом. Если это не так, то куб будет неправильной формы, а значит необходимо проверить правильность построения граней заново.

Штриховка куба

Ещё одним способом придания визуального объёма является штрихование. Для того чтобы сделать её правильно, необходимо изучить фигуру, и определить тональность сторон.

Штриховка академического рисунка происходит по форме куба, в диагональном направлении. Не стоит сразу пытаться сделать необходимый тон, лучше делать это постепенно, накладывая штрихи в несколько подходов.

Для более точной передачи оттенков нужны карандаши разной мягкости. Самый твёрдый карандаш штрихует самую светлую освещённую сторону, мягким создается затемнение.

Светотень при изображении куба

После того как все линии проведены, и фигура построена, можно начать прорисовку. Грани на переднем плане выделяем, чтобы сделать их акцентными.

Не стоит забывать, что мы имеем видимые две стороны и верхнее основание. Свет справа, значит тень куба падает слева. Для того, чтобы прорисовать тень, необходимо сначала обозначить её границы.

Рассмотрим этапы построения тени:

  1. Определить место источника света.
  2. Следующим шагом необходимо провести перпендикулярную линию от этого источника к плоскости нахождения предмета.
  3. Потом от источника проводятся линии, которые проходят через точки в углах куба.
  4. Проецируются лучи через вершины куба. Необходимо отметить точками соприкосновение лучей и плоскости.
  5. Соединить полученные точки. В результате получится граница тени куба.

Штриховка создаёт акцент на ближайшие к нам грани, усиливает тональности, создает нужный контраст.

Штрихуем отбрасываемую тень, это будет самый тёмный участок, потому что туда не попадает свет. На оставшуюся часть куба штриховка наносится, в соответствии с обратным правилом, чем ближе к вертикальной грани, тем светлее штриховка. То есть края куба в этом случае штрихуем темнее. Верхняя грань и левая сторона будут светлее.

Наносим необходимое количество слоёв штриховки, не забывая, что отбрасываемая тень, темнее куба. Для того чтобы улучшить свои способности в рисовании геометрических фигур в объёме необходимо постоянно практиковаться. И только после того, как вы освоите до автоматизма базу, можно приступить к изучению более сложных изображений.