Школа живописи и рисунка Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина
КОНТАКТЫ И РЕГИСТРАЦИЯ
КУРСЫ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА

Рисунок человеческой стопы с учетом анатомических особенностей

С древних времен творческие люди старались передать красоту человеческого тела через свои работы. Интерес к теме изображения человека не угасает и сейчас. Чтобы научиться правильно рисовать любую часть тела, художники изучали анатомию. Выполнить академический рисунок стопы человека без элементарных знаний о структуре ступни вряд ли получится.

Анатомия ступни для академического рисунка

Структура костной основы стопы делится на: 7 костей предплюсны, 5 костей плюсны и 14 фаланг пальцев. И только последние способны двигаться. Стопа, как амортизатор, помогает человеку при ходьбе, прыжке и беге. Пальцы подобны пружинам, при подъеме пятки отталкиваются от земли.

Своды, образуемые костями стопы, выдерживают вес тела, не деформируются. Они, как спираль, возвращаются к первоначальному виду. Латеральный продольный свод образует углубление под пяткой и сбоку с внешней стороны стопы. Рисуя контур, нужно учитывать этот факт, изображать изгибы.

Медиальный продольный свод формирует большую впадину с внутренней стороны ступни.

Свод поперечный образовывает верхнюю часть ступни.

Пальцы на ступне направлены по-разному: большой палец – прямо, остальные изгибаются к земле.

Рассмотрев основы анатомии, можно сделать выводы:

  1. стопа не плоская, имеет вид арки;
  2. впадины формируют изгибы;
  3. не все пальцы лежат параллельно земле.

Рисунок стопы ноги поэтапно

Силуэт подошвы стопы имеет вид продолговатого яйца, приплюснутого с одной стороны. С этой формы и начинается рисование. Такой способ изображения достаточно прост, можно рассмотреть варианты под разным углом обзора.

Вспомнив форму пальцев, формируем асимметрию. Отрезаем угол, создавая более естественную форму.

Теперь нужно выразить объем. В трехмерном пространстве плоские фигуры обретают вид усеченных пирамид с закругленными гранями. Где вершина смещается к пятке, соединяется нога со стопой.

Прорисовывая пальцы, нужно учесть, что они закрывают друг друга, близко соприкасаются. Пространство есть только между безымянным и большим пальцами. Каждый палец обладает своей формой: мизинец скругленный, безымянный и большой – клинообразные, средний похож на нож, предыдущий на квадрат.

Если создается рисунок ступни с растопыренными пальцами, то будет видно расстояние между пальцами и напряженные сухожилия.

Чтобы академический рисунок ступни выглядел правдоподобно, необходимо помнить, что:

На последнем этапе прорабатывают арку, обозначают кость лодыжки, впадины. При этом учитывают форму арки: высокий или низкий подъем, плоскостопие. Имеет свои отличия мужская и женская стопа. У женщин арка выше, линия свода более изогнута, внешняя часть ступни короче.

Есть и другие детали, на которые стоит обратить внимание:

В следующем способе построения стопы академический рисунок за основу берет дверной клин. Треугольная призма считается идеальной для соединения трех основных точек: пятки, лодыжки и пальцев ноги.

Изображение гипсовой ноги

Академический рисунок гипсовой ноги начинается с выявления общей формы, изучения модели, подготовки инструментов, компоновки рисунка.

Зарисовка скульптурной модели проходит в несколько этапов:

  1. Определение следка ступни, ее высоты.
  2. Выявление конструкции стопы с различный сторон.
  3. Проведение осевых линий, линии свода стопы и подъема, наметки края пятки и пальцев.
  4. Приведение зарисовки к геометрической форме (конусы, призмы).
  5. Прорисовка отдельных деталей, выделение особенностей формы штрихом.
  6. Завершение рисунка с учетом освещения и светотени.

Как избежать ошибок в рисунке

Самые распространенные ошибки в создании академического рисунка ноги связаны с размерами и формой.

Соблюдение простых правил поможет избежать погрешностей: